Книги и статьи по SQL Rambler's Top100 Switch language to: English 29 октября 2020 г. 5:00:43


www.sql-ex.ru
Skip Navigation Links  

 

Print  Версия для печати

На главную страницу

Апология NULL-значений

Моисеенко С.И.

Смысл NULL-значения - отсутствие информации или неприменимость данного атрибута в данном кортеже.

Можно спросить: "Зачем иметь атрибут, если его значение неприменимо?". Ответ на этот вопрос лежит в области моделирования предметной области. Рассмотрим, например, схему БД "Компьютеры". Она представляет собой реляционную модель связи "тип-супертип". Сущностями предметной области здесь являются модели компьютерной продукции (супертип), при этом каждый тип продукции (ПК, ПК-блокнот или принтер) отображается в отдельную таблицу со связями "многие к одному" с таблицей Product.

Такая модель обеспечивает высокую степень нормализации (3НФ). Однако это не единственный способ. Можно было бы хранить всю информацию в одной таблице, которая содержала бы как общие для всех моделей атрибуты (например, цена - price), так и атрибуты, которые имеют смысл только для моделей определенного типа (например, цвет - color - для характеристики принтеров). Для такой схемы NULL-значение является вполне оправданным именно в смысле неприменимости характеристики, т.е. NULL в столбце color , будет говорить о том, что эта характеристика не имеет отношения, скажем, к моделям ПК.

Вернемся теперь ко второй ипостаси NULL-значений - отсутствию информации. Если мы решим отказаться от использования NULL-значений, то должны предложить альтернативу. Естественным путем является использование значения по умолчанию, которое будет подставлено в соответствующий столбец при отсутствии информации. Следует заметить, что таких значений по умолчанию должно быть, по меньшей мере, столько, сколько различных типов данных поддерживается СУБД (целые, строки, дата-время, …).

Рассмотрим, например, таблицу Laptop и поле price (цена). Пусть предметная область такова, что на момент ввода информации о моделях ПК-блокнотов их цена не всегда известна. При выборе значения по умолчанию мы должны ограничиться только значениями, допустимыми для поля price. Тип данных для столбца (money) заставляет нас ограничиться только числовыми значениями, совместимыми с данным типом и доменными ограничениями (ограничение типа CHECK), наложенными на допустимые значения для этого столбца. Любое положительное значение в качестве значения по умолчанию будет вызывать путаницу, т.к. невозможно будет отличить "истинное" значение цены от заменителя отсутствующей цены. Поэтому следует выбрать нуль или любое отрицательное значение. А теперь поговорим о том, чем плоха такая замена.

Для примера рассмотрим информацию о моделях 1298, имеющихся в таблице Laptop. Чтобы познакомиться с данными, выполним запрос:

SELECT * FROM laptop WHERE model=1298

Вот результаты выполнения этого запроса:

code model speed ram hd price screen
1 1298 350 32 4 700.0 11
4 1298 600 64 10 1050.0 15
6 1298 450 64 10 950.0 12

Рассмотрим задачу получения средней цены модели 1298. Пока все цены известны решение этой задачи не вызывает никаких сомнений:

SELECT model, AVG(price) avg_price
    FROM laptop
    WHERE model=1298
    GROUP BY model

model avg_price
1298 900.0

Пусть теперь цена модели с кодом 4 неизвестна. Если, как было решено ранее, мы будем заменять неизвестное значение, скажем, нулем (UPDATE laptop SET price=0 WHERE code=4), то получим заведомо неверное среднее значение цены - 550.0

Если же мы будем использовать NULL-значение, то результат будет вполне правильным - 825.0, т.к. NULL-значения будут игнорироваться при группировке, в результате чего среднее значение будет вычисляться только по моделям с известной ценой (т.е. среднее по двум моделям).

Итак, как я постарался показать, NULL-значение является неотъемлемой особенностью реляционной модели, и вместо критики предлагаю научиться корректно работать с такими значениями.

Приведенные здесь примеры можно выполнить непосредственно на сайте, установив флажок "Без проверки" на странице с упражнениями на SELECT.

На главную страницу

Print  Версия для печати


Использование любых материалов данного сайта возможно только
при условии обязательного размещения прямой ссылки на сайт
http://www.sqlbooks.ru
на каждой странице, где размещены используемые материалы.

 Начало   Статьи    Книги 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Alt Упражнения по SQL: обучение, тестирование, сертификация по языку SQL Copyright c 2002-2006. All rights reserved.

Books and articles about SQL Rambler's Top100 : 23 October 2017 07:05:12


www.sql-ex.ru
Skip Navigation Links  

 

Print  Print version

Main page

Apology of NULL

S. Moiseenko

The meaning of the value NULL is an absence of information or inapplicability of the current attribute in the current tuple.

You can ask:For what to have an attribute if its value is inapplicable? The answer to this question lies in a field of modeling of the enterprise. Let's consider, for example, the database schema Computers. It represents the relational model of the association type-supertype. The models of computer production are the entries of the enterprise here; under this every type of production (PC, laptop or printer) represents an individual table with relations many-to-one with the Product table.

Such a model provides a high degree of normalization (3NF). However this is not the only way. We would have stored all information in one table, which could contain both mutual attributes for all models (for example, price) and attributes, which have sense only for models of certain types (for example, color for printer defining). The value NULL is fully justified for this schema just in the meaning of an inapplicability of characteristic, that is NULL in the column color tells that this characteristic doesn't refer, let us say, to PC models.

Let's get back to the second aspect of null values absence of information. If we decide to refuse the using of null values, we will have to offer an alternative. The natural way is using of the default value that will be substituted in the appropriate column under the absence of information. We should note that such default values should be at least so many as different data types that are supported by DBMS (integer, strings, datetime , ).

Let's consider, for example, the Laptop table and the price column. Let the enterprise to be so that at the moment of information input about the models of laptops their price is sometimes unknown. In choosing the default value we should be bounded by permissible values for the price column. Data type for the column (money) makes us to be bounded by numerical values, compatible with current type and domain constraints (constraint of the CHECK type), imposed on permissible values for this column. Any positive value as a default value will cause a confusion, because it is impossible to differ true value of price from the substitution of the absent price. That is why we should choose zero or any negative value. And now let's speak about disadvantages of such a substitute.

For example, let's consider the information about the models 1298 in the Laptop table. Let's carry out the query to learn the data:

SELECT * FROM laptop WHERE model=1298

Here are the results of carrying out of this query:

code

model

speed

ram

hd

price

screen

1

1298

350

32

4   

700.0  

11

4

1298

600

64

10   

1050.0  

15

6

1298

450

64

10   

950.0  

12

Let's consider the task of getting the average price of the model 1298. While all prices are known the solution of this task doesn't cause any doubts:

SELECT model, AVG( price) avg_price
FROM laptop
WHERE model=1298
GROUP BY model

model

avg_price

1298

900.0

Let now the price of the model with code 4 is unknown. If, as it was decided earlier, we substitute an unknown value, say, with zero (UPDATE laptop SET price=0 WHERE code=4), then we will get knowingly the wrong average price value 550.0

If we use the value NULL, the result will be quite right 825.0, because null values will be ignored under grouping, in the result of which the average value will be calculated only by the models with the known price (that is the average value by two models).

So, as I tried to show, the value NULL is the inherent peculiarity of the relational model, and instead of critics I offer to learn correctly working with such values.

Given examples here can be done directly on the website by selecting the check box Without checking on the page with SELECT exercises.

Main page

Print  Print version


Usage of any materials of this site is possible
only under condition of mandatory allocation of the direct link to a site
http://www.sqlbooks.ru
on each page where used materials are placed.

 Main   Articles    Books 
@Mail.ru Rambler's Top100 Alt   SQL: , ,    SQL Copyright c 2002-2006. All rights reserved.